История BMW: на земле, в небесах и на кухне

Новости, информация, мнения и предположения. Темы, имеющие отношение к автомобилям или концерну BMW, а также к Воронежскому клубу БМВ.
  • Реклама

История BMW: на земле, в небесах и на кухне

Сообщение Danks » 12 мар 2011, 13:43
СообщениеПоказать сообщение отдельно

7 марта BMW отпраздновала свой 95-летний юбилей. В честь знаменательного события, мы решили вспомнить биографию мюнхенской фирмы и заодно пролить свет на малоизвестные и любопытные факты из личного дела немецкого бренда.
1_history.jpeg
Первый рекорд BMW состоялся уже в 1919-м. Пилот Франц Димер на самолёте DFW 37/III, оснащённым мотором BMW IIIa, поднялся на высоту 9760 метров. "Я мог бы забраться и выше, но кислорода уже не оставалось!" – скажет позже пилот-рекордсмен

Версальский договор 1919 года – унизительное соглашение, подписанное Германией на правах стороны проигравшей в Первой мировой войне – стало судьбоносным для всей Европы. Поставленная на колени экономика великой державы вкупе с ущемленным национальным самосознанием немцев подготовили почву для ростков фашизма и прихода к власти Адольфа Гитлера. С другой стороны, если бы не Версальский документ, запрещавший Германии выпускать боевые самолеты, то вполне возможно и не было бы сейчас на свете автомобилей марки BMW.
2_history.jpeg
Впервые знаменитые ноздри появились на BMW 303 в 1933 году

7 марта 1916 года, считающееся официальной датой рождения фирмы, к BMW прямого отношения не имеет. В этот день 95 лет тому назад убыточный авиационный завод Августа Отто (между прочим, сына Николауса Отто – создателя 4-тактного двигателя внутреннего сгорания) преобразовали в новое предприятие, получившее название Bayerische Flugzeugwerke («Баварский Авиационный Завод») или сокращено BFW.
3_history.jpeg
Первый же авиационный мотор BMW III снискал уважение военных летчиков

Сама же фирма BMW появилась в реестре официальных регистраций год с лишним спустя – 21 июля 1917 года завод авиационных двигателей инженера и конструктора Карла Раппа переименовали в Bayerische Motorenwerke («Баварский Моторный Завод»). Обе мюнхенские фирмы были соседями. Неудивительно, ведь двигатели BMW предназначались для боевых бипланов, которые из цехов BWF направлялись прямиком на фронт. Надо сказать, что моторы BMW делала очень хорошие. Немецкий ас-истребитель Эрншт Удет, на счету которого 62 воздушных победы, называл рядную 200-сильную «шестёрку» BMW-IIIa лучшим авиадвигателем в мире. Но для победы этого оказалось недостаточно. Поражение в Первой мировой и Версальский договор оставили не у дел обе компании.

BMW переключилась на выпуск тормозных систем для железнодорожных вагонов, а BFW занялась производством велосипедов и мотоциклов, которые, увы, не пользовались особым спросом. Дела «Баварского Авиазавода» шли все хуже и хуже, когда, наконец, в 1922-м разорившееся предприятие за бесценок выкупили соседи из BMW. С тех пор баварцы и считают 7 марта 1916-го – дату основания поглощенного Bayerische Flugzeugwerke – и своим днем рождения.

На складах BWF новые хозяева обнаружили значительные запасы дерева и фанеры – ставшие ненужными заготовки для боевых бипланов. Мудро решив, что добру пропадать нечего, специалисты BMW быстро наладили выпуск... кухонной мебели.
4_history.jpeg
Первый мотоцикл в истории марки R32 оснащался двухцилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения мощностью 8,5 л.с.

Пережить трудные времена помогли и мотоциклы. После непродолжительного выпуска доставшейся в наследство модели BFW Helios, инженеры BMW создали собственную двухколесную машину – R32, сразу ставшую популярной. Но настоящий успех фирме принесла разработка нового 12-цилиндрового авиационного двигателя. Использовать его на германских самолётах не представлялось возможным, зато покупатели нашлись в Японии и CCCP. Этим мотором (вернее его модифицированной версией под индексом «Микулин-17») оснащались истребители Поликарпова, бомбардировщики Туполева, летающие лодки Бериева и даже танки БТ-5 и Т-28.

Тем временем, поднявшаяся с колен BMW активно искала варианты расширения бизнеса. Логичным шагом стал выход на автомобильный рынок – мюнхенцы приобрели небольшую автомобильную фирму Dixi из Айзенаха, выпускавшую лицензионную английскую малолитражку Austin Seven.

Официально автомобильной компанией BMW стала 9 июля 1929 года. Приглашённую по особому случаю публику в берлинском шоу-руме встречали слегка причесанные Dixi, получившие обозначение BMW 3/15 DA2. Первая цифра указывала на класс налогообложения, вторая на реальную мощность двигателя, а литеры DA – аббревиатура немецкого Deutsche Ausführung то бишь «Немецкая версия».
5_history.jpeg
Первый автомобильный двигатель BMW представили в 1932-м – 20-сильная "четверка" заняла место под капотом модернизированного Dixi.

Дебют оказался вполне успешным. При цене в 2200 рейхсмарок BMW Dixi стоил дешевле весьма популярного Opel Laubfrosh, кроме того дилеры предлагали выгодную и редкую по тем временам рассрочку. Следующая модель фирмы 303 в коммерческом плане оказалась менее удачной, но вошла в историю по другой причине. На этом седане впервые появился ныне всемирной известный рисунок радиаторной решетки с фирменными «ноздрями».
6_history.jpeg
Перед вами первый спортивный автомобиль баварской марки. Маленький BMW 3/15 DF3 Wartburg был построен на шасси Dixi и выпускался всего два года с 1929 по 1931-й

Дальнейший рост компании остановила разразившаяся Вторая мировая война. Причем ее последствия для BMW оказались куда более болезненными, чем для других немецких автопроизводителей. Завод в Мюнхене сильно пострадал при бомбежках, а предприятие в Айзенахе и вовсе оказалось в Советской зоне оккупации. Национализированный завод переименованный в EMW (Eisenacher Motorenwerke) уже в 1945-м возобновил выпуск довоенных моделей. Впоследствии здесь будут выпускать автомобили марки Wartburg.
7_history.jpeg
Один из самых легендарных самолетов в истории Junkers 52 оснащался тремя радиальными моторами BMW 123

Не упустили шанса погреть руки на чужой беде и западные союзники. Скажем, английская Bristol Aeroplane Company в качестве военных репараций получила полную техническую документацию на популярные модели 326, 327 и 328. Вскоре созданное автомобильное отделение компании наладило выпуск Bristol 400 – машины, сходство которой с BMW было практически абсолютным, вплоть до ноздрей на решетке радиатора.
8_history.jpeg
Согласитесь BMW 501 первый послевоенный автомобиль компании сложно заподозрить в элегантности.

Саму же BMW лихорадило. Добавившееся ко всем бедам временное эмбарго на производство автомобилей и мотоциклов, вынудило руководство вспомнить о проверенном способе привлечения наличности. Так в Мюнхене возобновили сборку велосипедов и кухонной мебели. Лишь в 1952-м году на рынке появился первый послевоенный автомобиль BMW. Увы, модели 501 и 502 оказались неуклюжими, медленными, а главное дорогими. 500-ю серию (машины отличались лишь типом двигателя) по нынешним временам можно было причислить к представительскому классу – очевидно не лучший выбор для не оправившийся от военных потрясений Европы. Пришлось срочно пересматривать производственную программу, и вскоре BMW приобрела лицензию на выпуск итальянского микроавтомобиля Isetta.
9_history.jpeg
На базе крошки Isetta инженеры BMW разработали чуть более вместительный 4-местный вариант. Модель 600, впрочем, не пользовалась особым спросом

Одноцилиндровая машинка, ставшая символом обнищавшей послевоенной Европы середины 50-х, на какое-то время помогла баварцам удержаться на плаву. Но в целом фирма влачила жалкое существование. Неудивительно, что конкуренты время от времени проверяли руководство мюнхенской фирмы на прочность. И после отказов британцам из Roots Motors и американцам из AMC, терпение тогдашнего председателя совета директоров лопнуло. 9 декабря 1959-го на повестке совета правления стоял вопрос об объединении BMW с Daimler-Benz!
10_history.jpeg
BMW Isetta 250 в фирменном музее компании, на заднем плане – BMW 1500 Neu Serie

Стороны остановились буквально в шаге от исторического решения, изменившего бы весь автомобильный ландшафт современности. Против объединения, на котором настаивал совет директоров, высказались дилеры и мелкие акционеры. Но главное что среди несогласных оказалась финансовая группа братьев Квандт – к тому времени владевшая самым крупным пакетом акций BMW.
11_history.jpeg
Именно с дебюта BMW 1500 Neu Serie, представленной в 1961-м, начинается современная эра компании, основой которой стали легковые автомобили с подчеркнуто спортивным характером и отточенными повадками

Причем, оптимизм Герберта и Гаральда Квандтов (последний, к слову, приходился приемным сыном министру пропаганды гитлеровской Германии Йозефу Геббельсу), имел под собой серьезную почву. Еще летом инженеры BMW показали Квандтам новую разработку – компактный 2-дверный седан 700. Уверенные в коммерческом потенциале новинки братья буквально за несколько месяцев втрое увеличили пакет акций, что в конечном итоге и позволило блокировать сделку с Daimler-Benz и сохранить независимый статус. Братья Квандт не прогадали. «Семисотка» действительно подняла фирму с коленей, а когда в 1961-м на рынке появилась BMW 1500, модель так называемого «нового класса» компания начала свой уверенный путь наверх.
12_history.jpeg
Здание штаб-квартиры BMW в Мюнхене стилизовано под четырехцилиндровый двигатель

С тех пор кризисы обходят мюнхенский концерн стороной. За следующие полвека из региональной автомобильной компании, известной небольшому кругу покупателей, BMW превратилась во всемирно известный концерн, делающий ставку на престижные модели с подчёркнуто спортивным характером.
13_history.jpeg
BMW по праву носит звание самой успешной марки в «кузовных» гонках. Помимо многочисленных побед в чемпионате Европы, DTM, BTCC и других национальных сериях на счету баварской фирмы и титул первого чемпионата мира по гонкам легковых автомобилей 1988 года. Первое место занял итальянец Роберто Равалья (на снимке), выступавший на BMW M3

Более того, сегодня BMW – настоящая мультибрендовая корпорация, в портфолио торговых марок которой входят такие всемирно известные имена как Rolls-Royce, Mini, а также шведский производитель мотоциклов и силовой техники Husqvarna. В середине февраля в мюнхенской штаб-квартире состоялась премьера еще одного бренда – BMW i, который сконцентрируется на выпуске электромобилей. Не вызывает сомнений, что не такой уж далекий столетний юбилей компания, некогда занимавшаяся сборкой кухонных шкафчиков, встретит в самом расцвете сил.

И причем тут пропеллер?


Источник
Вложения
14_history.jpeg
Поклонникам BMW не надо объяснять, что означает знаменитая эмблема фирмы. Конечно же пропеллер на фоне бело-синего неба это напоминание об авиационном прошлом компании. Логично, убедительно и... абсолютно неверно. Хотите верьте, а хотите – проверяйте, но к пропеллеру и к небу эмблему фирмы привязали задним числом.
15_history.jpeg
Когда в 1917-м основатели BMW задумались о фирменном знаке, то мыслили они предельно приземленно. Основой стал «бэдж» фирмы Карла Раппа – изображение головы лошади в черном круге и бело-голубой флаг Баварии
15_history.jpeg (27.61 КБ) Просмотров: 5005
16_history.jpeg
Согласно тогдашним немецким законам использование политической символики в коммерческих целях запрещалось, но это препятствие удалось изящно обойти, поменяв местами цветные поля. Обратите внимание – в верхней части всем знакомой эмблемы сначала идет голубой, а лишь затем белый, тогда как флаг Баварии, напротив, бело-голубой.
17_history.jpeg
Самолетные гены «пропеллеру» BMW стали приписывать начиная с 1929-го, когда свет увидела вот эта реклама. Запуская производство автомобилей, боссы BMW решили сделать акцент на авиационном прошлом марки. Неизвестный дизайнер талантливо и изящно обыграл эмблему фирмы в виде раскрученного пропеллера, пустив таким образом миллионы будущих поклонников марки по ложному следу
Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть...
Аватара пользователя
Danks
Admin
 
Сообщения: 3458
Зарегистрирован: 06 окт 2006, 23:26
Откуда: Воронеж city

Реклама

Вернуться в БМВ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron